Настройка автоматического включения резервного питания генератора
Генераторная установка (ГУ) — это резервный источник электроэнергии, который включается (или включают) в момент пропадания основного электричества и подключают к нему (генератору) необходимую нагрузку — дом, офис, предприятие.
Запуск, остановка и подключение нагрузки можно осуществить двумя способами — в автоматическом и ручном режимах.
В ручном режиме, при пропадании основного (городского) электричества, переключение нагрузки на электрогенератор осуществляют посредством перекидного рубильника (в идеале) или совершают множественные действия с выключением-включением вводного автомата, что достаточно неудобно … А если учесть еще и все манипуляции с генератором, завести → прогреть → подключить нагрузку → выключить, так это вообще высший пилотаж.
Но зачем все эти лишние движения, когда все уже давно придумано? Есть специальные устройства, называется АВР — Автоматическое Включение Резервного питания. Данное устройство контролирует наличие напряжения в сети, заводит - глушит генератор, осуществляет все необходимые манипуляции с переключение нагрузок. И все это без вашего участие, в полном автомате…
В этой небольшой статье мы попробуем рассказать о том, как самостоятельно осуществить автоматизацию всего процесса включения-отключения электрогенератора и как самому подключить АВР к генератору.
Для нормальной и корректной работы связки «генератор-АВР», вы должны понимать алгоритм работы как генератора так и АВРа, а именно все временные параметры генератора и АВРа, что как и когда должно включаться. Алгоритм работы большинства АВРов примерно одинаков и построен по одному принципу. Отличаются АВР в основном по функционалу, который они способны выполнить.
Примерный алгоритм работы АВРа.
1. Контроль напряжения основной сети.
2. В случае пропадания напряжения в городской происходит запуск резервного генератора. Запуск генератора происходит по следующему принципу:
а) включается реле зажигания;
б) включается привод управления воздушной заслонки генератора;
в) включается реле стартера;
г) при удачном запуске происходит прогрев генератора с последующим подключением нагрузки на генератор.
3. При появлении напряжения в основной сети происходит переключение нагрузки с генератора на городскую сеть с последующей остановкой генераторной установки.
Далее, для того чтобы соединить автоматику с генератор и осуществить весь процесс включения — отключения генератора в автоматическом режиме, нам нужно слегка модернизировать этот самый генератор. Для этого нам необходимо продублировать замок зажигания.
Ключ замка зажигания генератора имеет три рабочих положения: «Выкл», «Вкл», «Старт». Разбираем замок зажигания, прозваниваем и маркируем необходимые нам контактные группы (провода).
Положение «Выкл». В этом положении ключа генератор не работает. Если мы прозвоним цепь замка зажигания в этом положении, то найдем 1-2 группы НЗ контактов.
Положение «Вкл». В этом положении ключа все контакты НО.
Положение «Старт». В этом положении ключа 1-2 группы НЗ.
Отметив необходимые нам провода, дублируем контактные группы замка зажигания «Старт» и «Выкл» и подсоединяем их к соответствующим разъемам АВРа.
ВНИМАНИЕ!!! При коммутации цепи генератора «СТАРТ», будьте предельно внимательны. В большинстве АВРов коммутационные реле маломощны и не рассчитаны на большие токи. Ток, на который рассчитаны контактные группы, не превышает 5-10А (12В). Поэтому, для управления стартером, необходимо использовать промежуточное автомобильное реле.
Еще одна проблема, с которой вы можете столкнуться в процессе работы, это команда «СТОП» генератора. Дело в том, что в большинстве генераторов для остановки генератора используются две группы контактов замка зажигания. Во многих же моделях АВРов для этой цели предусмотрена одна контактная группа.
Наиболее подходящим выходом из сложившейся ситуации — дублирование датчика давления масла. Для этого параллельно датчику масла подсоединяем НО или НЗ, в зависимости от модели генератора, группы контактов АВРа, отвечающие за команду «стоп» генератора.
Еще одним немаловажным моментом в процессе монтажа системы является подключение механизма управления воздушной заслонкой.
Для этого, чаще всего, используют втягивающее устройство (соленоид, активатор), используемых в автомобилях для управления центральным замком. Подключают его к АВР или же, внимание, параллельно стартеру.
ВНИМАНИЕ!!! Статья носит чисто ознакомительный характер. Браться за самостоятельное переоборудование генератора мы не рекомендуем.
Статья написана специально для проекта "Электрик Инфо"
Сергеем Серомашенко, автором сайта http://electro-city.net.ua/